... Вот 12 наших находок для образования:
1. Новый формат образования: семейная (не)школа. Мы были одними из первых в России, кто начал использовать понятие семейная (не)школа, разрабатывать этот формат, исследовать и описывать его особенности. Многое из этого искалось наощупь, методом проб и ошибок, зато сейчас вы можете читать про это и не повторять наших ошибок. Я описал наши поиски формата в четвёртой главе.
2. Новые модели развития – лесенка развития самостоятельности и мера посильной трудности. Нам удалось разработать по результатам рефлексии своей практики несколько довольно рабочих схем (моделей), позволяющих строить образование как самообразование, делая ставку на поддержку самостоятельности, а не на мотивацию. На наш взгляд, эти модели более адекватно описывают развитие, чем модель «зоны ближайшего развития» Выготского, разработанная более 100 лет назад, но до сих пор используемая в образовании. Они позволяют выходить не только за рамку знаниевого, но и за рамку деятельностного подхода, в подход культурно-средовой (схемы во вложении).
3. Новое понимание среды как совокупности вероятностей развития. В рамках практики в (не)школе и в ходе работы в семинаре «культурно-средовой подход в образовании» нам удалось сформировать принципиально новое представление о том, что такое образовательная среда (среда развития), не только преодолевающее натуральное понимание среды (как совокупности условий, обстоятельств, в которых образуется человек), но и развивающее концепцию В. Ясвина, о среде как условиях, ставших возможностями. В нашем подходе среда понимается как совокупность вероятностей развития, своего рода «поле напряженности», в котором и происходит образование.
4. Экспериментальное доказательство того, что образование как самообразование возможно уже в начальной школе. Своей практикой мы по сути доказали, что возможна реализация такой модели образования, при которой образование школьника (в том числе в начальной школе) происходит как самообразование без уроков и профессиональных учителей. Когда условия для такого образования создаются силами родительского комьюнити (сообщества) без существенной потери качества (понимая качество в академической ориентации).
5. Разработка способа передачи управления образованием ребёнку – визуализированный учебный план, ментальная карта (дерево тем). Мы одними из первых стали использовать визуализированные учебные планы (ментальные карты, деревья тем) по основным предметам школьной программы с 1 по 9 класс, и первыми сделали эти карты общедоступным и бесплатным контентом, соотнося карты с содержимым школьных программ в соответствии с ФГОС и кодификаторами ФИПИ, на основе которых формируются контрольно-измерительные материалы ОГЭ. Карты бесплатно доступны в цифровой среде (не)школы «Искатели».
6. Технологии диагностики для построения индивидуальных учебных планов. Мы научились делать достаточно точную диагностику уровня освоения содержимого школьной программы по математике и русскому языку до 6 класса, позволяющую строить индивидуальные учебные планы по этим предметам для учеников 1-6 классов с учётом актуального уровня предметных компетенций. Описание того, как строить такую диагностику, представлено в материалах нескольких семинаров для учителей.
7. Идея педагогики как деятельности по созданию средств и инструментов для самообразования. За время практики было предпринято несколько попыток описания возможной позиции взрослого в свободном образовании и педагогики как деятельности по созданию средств и инструментов для самообразования. Детально я разбирал то, что мы наработали, в главе 7.
8. Образовательная программа «Педагогика свободного образования». Все наши наработки, касающиеся педагогической работы в (не) школе по состоянию на 2021 год, мы собрали в программе
«Педагогика свободного образования»9. Цифровая среда (не)школы. За последние 5 лет мы собрали более 20 тысяч ссылок на
бесплатный учебный контент, структурировав их в соответствии с деревьями тем. Всё это бесплатно доступно любому человеку.
10. Адаптация технологии интервизорских групп к практикам СО. Мы ввели в практики семейного образования технологию интервизорских групп, исследовав возможности этого формата для развития компетенций родителей, вовлечённых в семейное образование.
11. Модель взаимодействия с муниципальной школой. Мы достаточно детально проработали организационные механизмы и нормативную базу сотрудничества родительских сообществ с государственными (муниципальными) школами, прежде всего в вопросах организации аттестации детей обучающихся в семейной форме.
12. Автодидактические настольные игры и проект «100 игр для образования». В ходе экспериментов с содержанием образования в средней школе, особенно в части понимания того, как учится ребёнок, мы разработали оригинальный формат автодидактических настольных игр, позволяющих учебную деятельность, и в том числе изучение теории в 4-7 классе, строить в игровом формате. Эти идеи реализуются сейчас в рамках проекта
«100 игр для образования»