Книга об опыте, полученном авторами (Павлом и его супругой Татьяной) в семейной (не)школе «Искатели» за последние 10 лет. Она задумывалась как личная история, как воспоминания о людях и подвигах.
alessandra@milau.com
+1-123-456-7890
Думаю они полезны не только для тех, кто выбрал семейное образование, но и для тех, кто ищет свой путь за рамкой классно-урочной системы. Часть этих находок – идеи, часть – реализованные проекты, часть – собранные ресурсы.

Получился сложный и разноплановый текст, с большим количеством отсылок ( в книге около 200 ссылок, 100 из которых гиперссылки (в печатной версии – QR-коды) на дополнительные материалы, в том числе – вебинары по отдельным темам, статьи. Это текст местами умный и даже переворачивающий с ног на голову ваши представления о том. что такое образование и каким оно может быть. Я не люблю пафос, но этот текст и истории описанные в нем иногда проникновенны настолько , что я – бородатый мужик 50 лет - плачу над ними. Местами текст практически полезный, описывающий конкретные модели, упражнения, техники – бери и делай.
Многое из этого можно использовать в своём семейном образовании или при создании семейной школы, а что-то выходит далеко за рамки СО, высвечивая некоторые аспекты свободного образования, до этого не описанные в литературе.

Шиварев Павел

О книге:
Фрагмент книги для ознакомления
... Вот 12 наших находок для образования:

1. Новый формат образования: семейная (не)школа. Мы были одними из первых в России, кто начал использовать понятие семейная (не)школа, разрабатывать этот формат, исследовать и описывать его особенности. Многое из этого искалось наощупь, методом проб и ошибок, зато сейчас вы можете читать про это и не повторять наших ошибок. Я описал наши поиски формата в четвёртой главе.

2. Новые модели развития – лесенка развития самостоятельности и мера посильной трудности. Нам удалось разработать по результатам рефлексии своей практики несколько довольно рабочих схем (моделей), позволяющих строить образование как самообразование, делая ставку на поддержку самостоятельности, а не на мотивацию. На наш взгляд, эти модели более адекватно описывают развитие, чем модель «зоны ближайшего развития» Выготского, разработанная более 100 лет назад, но до сих пор используемая в образовании. Они позволяют выходить не только за рамку знаниевого, но и за рамку деятельностного подхода, в подход культурно-средовой (схемы во вложении).

3. Новое понимание среды как совокупности вероятностей развития. В рамках практики в (не)школе и в ходе работы в семинаре «культурно-средовой подход в образовании» нам удалось сформировать принципиально новое представление о том, что такое образовательная среда (среда развития), не только преодолевающее натуральное понимание среды (как совокупности условий, обстоятельств, в которых образуется человек), но и развивающее концепцию В. Ясвина, о среде как условиях, ставших возможностями. В нашем подходе среда понимается как совокупность вероятностей развития, своего рода «поле напряженности», в котором и происходит образование.

4. Экспериментальное доказательство того, что образование как самообразование возможно уже в начальной школе. Своей практикой мы по сути доказали, что возможна реализация такой модели образования, при которой образование школьника (в том числе в начальной школе) происходит как самообразование без уроков и профессиональных учителей. Когда условия для такого образования создаются силами родительского комьюнити (сообщества) без существенной потери качества (понимая качество в академической ориентации).

5. Разработка способа передачи управления образованием ребёнку – визуализированный учебный план, ментальная карта (дерево тем). Мы одними из первых стали использовать визуализированные учебные планы (ментальные карты, деревья тем) по основным предметам школьной программы с 1 по 9 класс, и первыми сделали эти карты общедоступным и бесплатным контентом, соотнося карты с содержимым школьных программ в соответствии с ФГОС и кодификаторами ФИПИ, на основе которых формируются контрольно-измерительные материалы ОГЭ. Карты бесплатно доступны в цифровой среде (не)школы «Искатели».

6. Технологии диагностики для построения индивидуальных учебных планов. Мы научились делать достаточно точную диагностику уровня освоения содержимого школьной программы по математике и русскому языку до 6 класса, позволяющую строить индивидуальные учебные планы по этим предметам для учеников 1-6 классов с учётом актуального уровня предметных компетенций. Описание того, как строить такую диагностику, представлено в материалах нескольких семинаров для учителей.

7. Идея педагогики как деятельности по созданию средств и инструментов для самообразования. За время практики было предпринято несколько попыток описания возможной позиции взрослого в свободном образовании и педагогики как деятельности по созданию средств и инструментов для самообразования. Детально я разбирал то, что мы наработали, в главе 7.

8. Образовательная программа «Педагогика свободного образования». Все наши наработки, касающиеся педагогической работы в (не) школе по состоянию на 2021 год, мы собрали в программе «Педагогика свободного образования»

9. Цифровая среда (не)школы. За последние 5 лет мы собрали более 20 тысяч ссылок на бесплатный учебный контент, структурировав их в соответствии с деревьями тем. Всё это бесплатно доступно любому человеку.

10. Адаптация технологии интервизорских групп к практикам СО. Мы ввели в практики семейного образования технологию интервизорских групп, исследовав возможности этого формата для развития компетенций родителей, вовлечённых в семейное образование.

11. Модель взаимодействия с муниципальной школой. Мы достаточно детально проработали организационные механизмы и нормативную базу сотрудничества родительских сообществ с государственными (муниципальными) школами, прежде всего в вопросах организации аттестации детей обучающихся в семейной форме.

12. Автодидактические настольные игры и проект «100 игр для образования». В ходе экспериментов с содержанием образования в средней школе, особенно в части понимания того, как учится ребёнок, мы разработали оригинальный формат автодидактических настольных игр, позволяющих учебную деятельность, и в том числе изучение теории в 4-7 классе, строить в игровом формате. Эти идеи реализуются сейчас в рамках проекта «100 игр для образования»
Об авторе

В образовании более 30 лет. Работал в школе, вел 7 предметов, был завучем, руководителем образовательной организации, аналитиком, чиновником, главным редактором журнала для руководителей системы образования. Участвовал в повышении квалификации нескольких тысяч педагогов и руководителей. Последние 10 лет занимается практиками свободного образования в Калининграде один из создателей . комьюнити «Семейная (не)школа Искатели, учредитель и директор монтессори-центра «Марко Поло»