Ребенок: привязать или отрезать?
Обсуждаем мультфильм "Пуповина" о превратностях материнской любви
Триггерный, пугающий многих знакомыми сценами, но четко рисующий актуальную детско-родительскую созависимость мультфильм которую называют материнской "любовью", но этим грешат и матери и отцы - Эмоциональной созависимостью.
Мультфильм неоднозначный, яркий и поляризованный, вызывает множество вопросов и разных точек зрения.
Но! В нем ярко представлена крайность: будто бы если сразу не перерезать "пуповину" с рождения, то ребенок так и будет расти пугливым мамсиком посреди самостоятельных и активных сверстников.
И "пуповина" здесь представлена не питающим каналом, каким является реальная пуповина для младенца, а контролирующей веревкой-поводком, которая позволяет уберечь тело ребенка, но совсем не бережет его психику.
Контроль и одергивания обрезают ростки любознательности малыша, необходимые для набирания опыта через ПРОБЫ, ОШИБКИ, УТЕШЕНИЯ - три составляющих позитивного опыта:
1. Да, я рискую пробовать.
2. Да, я ошибся.
3. Да, я получаю утешение и ободрение.
Эта последовательность позволяет дозреть самостоятельности и постепенно сепарироваться от родительской фигуры.

Как? Жизнь, она многогранная и великая, вариантов может быть неисчислимое множество.
Но критерием постепенного отделения от родителя является, как ни странно эта самая Привязанность - надёжная, теплая и необременительная связь, которая ощущается сквозь годы и расстояния по запросу.
Но искусство на то и искусство, чтобы утрировать, гиперболизировать и возвести идею в крайности для подчеркивания эмоциональной Созависимости: контроль и одергивания вырастают в выученную беспомощность Большого Ребенка и созависимость Родителя - по факту перекрывают живую энергию у обоих: ребенок живёт жизнью родителя, родитель жизнью ребёнка. Система замкнулась, энергии неоткуда взяться и нечего питать: два человека не питают, но "едят друг друга".

Рады бы уйти, но "поводок контроля" контролирует обоих: Родителя подсаживает на ощущение власти под видом родительской ответственности, Ребенку - ощущение Безответственности: я ничего не решаю, зато послушен.
Но в мультфильме всё это подаётся под видом того, чтобы не довести до такой крайности и спасти с рождения: резать, не дожидаясь перитонита!(с)

И отсюда и растут такие поучения:

  • лишний раз на ручки не возьми, не приучай к рукам, пусть сам утешается;
  • не корми и не докармливай - пусть сам о себе заботится;
  • не ласкай и не тешь, а то изнежится и не закалится в сталь, а привяжется к юбке, так и будет он до самой твоей смерти сидеть.

Вырастет нервным, неуверенным, слабохарактерным и инфантильным человеком!

Нет, не бывать этому! Окрепнет, осмелеет, подрастет в надёжных, заботливых и чутких родительских руках и эта "пуповина" так же, как и реальная, живая в своё время - отпульсирует, отдав важное материнской утробы последа младенцу и станет ненужной.

А вот надёжная теплая и живая Привязанность, которая не держит веревкой, а проявляется по запросу ребенка, растяжимая временем, расстояниями, множащая привязанности к другим людям, создающая живую, чувствительную и чувствующую сеть внимательного социума вокруг человека.

Потому что в своё время у женщины не отобрали ребенка, не перерезали раньше времени, не запугивали последствиями, а дали время и место завершиться естественным, последовательным циклам становления надёжной привязанности и взросления ребёнка.

Разобраться, где заканчивается теплая привязанность и начинается удушающий контроль поможет:
  • Наталья Шестовицкая
    Психолог
    Базовый консультант в методе Позитивной психотерапии
    Человек с рождения обладает способностью к познанию и способностью к любви. Это движущие силы и источники ощущения полноты жизни являются одновременно и потребностями.
    Мы всегда стремимся к хорошему и всегда действуем на пике своих внутренних способностей и возможностей в текущих обстоятельствах.